Многие водители склонны не обращать внимания на появление непривычных звуков работы двигателя, надеясь, что они исчезнут сами по себе. Но, вероятнее всего, они никуда не денутся. Более того, вследствие этого могут возникнуть достаточно серьезные проблемы.
В таком случае необходимо все тщательно проверить и выяснить причину появления таких звуков, хотя это и может оказаться сложной задачей. Вряд ли кто-то хотел бы заменить детали двигателя, а потом понять, что непривычные звуки работы двигателя были вызваны чем-то другим.
Чаще всего в возникновении такой проблемы ошибочно подозревают ослабленный дефлектор или механический топливный насос.
Если двигатель начал издавать странные и непривычные звуки, сохраняйте спокойствие и вооружитесь автомобильным стетоскопом.
Первое, что нужно выяснить, – откуда именно доносится звук.
Дело в том, что приводные ремни, генераторы переменного тока, компрессоры, воздушные и топливные насосы во время работы также издают определенные звуки. Это может усложнить поиск причины создавшейся проблемы.
Поэтому для начала рекомендуется снять приводные ремни и запустить двигатель, чтобы проверить, исчезнет ли этот настораживающий звук. Во избежание перегрева двигателя запустите его только на короткий срок.
Ниже приведены короткие рекомендации по диагностике двигателя, которые позволят предотвратить его потенциальное повреждение:
Стук поршня
Стук холодного поршня в течение полутора минут после запуска холодного двигателя, – это вполне нормальное явление. Это может быть связано с увеличенным зазором между поршнем и стенками цилиндра. Но после достаточного прогрева двигателя стук должен прекратиться.
Если даже при прогретом двигателе доносится рокот или стук, вероятнее всего, причина заключается в поврежденном шатунном подшипнике на коленчатом вале (это может привести к полному выходу подшипника из строя и/или повреждению шатуна или коленчатого вала).
Щелкающий и постукивающий звук
Отчетливо слышимый щелкающий или постукивающий звук, доносящийся из передней части автомобиля, должен однозначно привлечь внимание водителя. Его, соответственно, насторожит подобный звук, он опустит стекло и попытается понять, что произошло.
Щелкающий или постукивающий звук будет усиливаться по мере увеличения скорости движения автомобиля. В этом случае генерировать такие звуки могут толкатели клапанов или газораспределительный механизм.
Для этого может быть ряд причин, начиная с изношенной детали. Это также может указывать на слишком низкое давление моторного масла. Услышав подобный звук, проверьте давление масла при помощи манометра и следуйте инструкциям, чтобы выяснить причину. Не забудьте проверить уровень моторного масла, вынув масляный щуп.
«Глубокий» стук
Обычно это свидетельствует о вызывающей беспокойство проблеме глубоко внутри двигателя. Стучащие шатуны говорят о том, что какая-то из деталей внутри двигателя значительно износилась. Если сильно износились или ослабли шатунные подшипники, их выход из строя – всего лишь вопрос времени. В таком случае лучше воздержаться от продолжения эксплуатации автомобиля, пока не будут установлены и устранены причины возникновения звука.
Дребезжащий и свистящий звук
Услышав дребезжащий или свистящий звук от двигателя во время ускорения автомобиля, можно сделать вывод о плохо отрегулированном или сместившемся ремне распределительного вала. Обратитесь за помощью к специалисту или самостоятельно проверьте ремень распределительного вала, если имеете соответствующие навыки и знания. Работы по устранению проблем с ремнем должен выполнять квалифицированный автомеханик, иначе позже могут возникнуть другие проблемы.
Визжащий звук при ускорении
Этот пронзительный звук невозможно спутать ни с каким другим. Таким образом ремень вентилятора сообщает о своем состоянии. Натяжение ремня вентилятора со временем ослабевает, поэтому при запуске двигателя этот ремень, также называемый поликлиновым, издает визжащий звук. Это объясняется проскальзыванием резиновых зубьев ремня. Ослабленный ремень попросту не способен двигаться с той же скоростью, что и шкивы, с которыми он связан, поэтому начинает издавать визжащий звук. Если именно это произошло в вашем автомобиле, обратитесь к инструкции по эксплуатации автомобиля, в которой содержится описание процедуры регулирования натяжки ремня и соответствующие параметры. Сильно изношенный ремень подлежит замене.
Заключение
Звук работы двигателя может ввести в заблуждение даже тех, кто достаточно поднаторел в ремонте автомобилей. Иногда кажущиеся невнятными и незначительными звуки могут сигнализировать о серьезной проблеме, а причину громких пугающих звуков можно устранить, всего лишь заменив деталь за $20.
Чего уж точно нельзя делать, так это игнорировать непривычные звуки работы двигателя. Это чревато созданием катастрофической ситуации, в результате чего придется прибегнуть к замене двигателя. Кроме того, пренебрежение решением проблемы ставит под угрозу вашу безопасность, а также может привести к поломке в самый неподходящий момент. Каждый раз отправляясь в автомастерскую при появлении странных звуков, вы можете приобрести определенный опыт и в будущем сможете на слух определять, что происходит с двигателем.